Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Легенды и мифы Крыма >>  Часть 1 >>  РАЗБОЙНИЧЬЯ ПЕЩЕРА ( Кизильташское предание )
Легенды и мифы Крыма
РАЗБОЙНИЧЬЯ ПЕЩЕРА ( Кизильташское предание )

Краткое содержание преданья.

В предании рассказана история разбойника Алима
известного в Крыму по многочисленным
рассказам и песням.
Алим был смел, дерзок и, по своему,
благороден. Пользовался популярностью
и поддержкой татарского населения
Крыма. Неоднократно бывал схвачен,
но каждый раз бежал из тюрьмы, пока,
наконец, в 1850 г., был наказан
розгами и сослан на каторгу.




Полный текст преданья.

Много лет прошло, как увезли в Сибирь Алима,
а старокрымская гречанка, укачивая дитя, всё ещё поёт
песенку об удальце, который не знал пощады,
когда нападал, но глаза которого казались взглядом лани,
когда он брал на руки ребёнка.

И в долгие зимние вечера, когда в трубе завывает ветер
и шумит недобрым шумом бушующее море, татары любят,
сидя у очага, послушать рассказ старика о последнем
джигите Крыма — Алиме, которым гордились горы,
потому что в нём жило безумие храброго и потому,
что никогда не знали от него обиды слабый и бедняк.

Шёл прямо к сердцу Алимов кинжал, взмах шашки его рассекал
пополам человека и заколдованная пуля умела свернуть за скалу,
чтобы настичь укрывшегося.

Как грозы, боялись люди Алима и во всей округе только один человек
искал встречи с ним. То был старый карасубазарский начальник,
о котором рассказывали, что кулак его тяжелей кантарной гири,
а от острого взгляда его не укрыться даже под землёй.

Семь лет подряд только о нём да об Алиме говорил Крым;
семь раз за эти годы попадал Алим в руки стражей и семь раз,
разбив кандалы, успевал бежать в таракташские леса,
в ногайскую степь. А в горах и в степи вся татарская молодёжь
стояла за него и старые хаджи, совершая намаз,
призывали лишний раз имя Аллаха, чтобы он оградил Алима
от неминуемой беды.

Нависла над ним чёрная туча и знали об этом мудрые старики.

Ибо нельзя было плясать на одной веревке двум плясунам,
как говорил отузский мулла.

В тот год стояла в Крыму небывалая стужа;
терпел бедняк, но было не лучше богачу,
так как по дорогам шёл стон, от Алимова разбоя.

Алима видели в разных местах, появлялся он в местечках и городах,
и был даже слух, что заходил к самому карасубазарскому
начальнику — предлагал ему выдать Алима.

Говорили в народе, что начальник сказал: — Будет Алим
в моих руках — сто карбованцев тебе. — Засмеялся Алим
и крикнул начальнику: — Вот был Алим в твоих руках,
да не умел ты взять его. — Прыгнул в окно и ускакал из города.

Не догнала погоня. Белый конь Алимов был о трёх ноздрях,
с тремя отдушинами в груди, чтобы три дня мог скакать без отдыха.

Тогда двинули со всех сторон стражей и окружили таракташский лес.

Но Алима не нашли. Успел вовремя предупредить отузский кефеджи,
и Алим ушёл в Кизильташ. Там была пещера, где укрывались
разбойники в ненастье и откуда шёл ход в подземелье.
А в подземелье хранились Алимова добыча и запасы.
Была и другая пещера со святой водой, которая исцеляла
раны и удваивала силы людей.

Здесь в Кизильташе притих на время Алим.
Знали об этом только отузский кефеджи, да его подручный Батал.
Но Батал готов был скорее проглотить свой язык, чем выдать Алима.
Любил и баловал Алим его сиротку, маленькую Шашнэ
и слал ей через отца то турецкую феску, то расшитые папучи,
то золотую серьгу. Хвастала Шашнэ, показывая подругам новые подарки.
Будет большой — весь кизильташский клад отдаст ей Алим
и сам женится на ней. Услышала о том дочь грека дангалака,
сказала отцу. Отец боялся Алима и не любил его,
потому что когда боишься, — всегда не любишь.

И к тому же была между ними кровь: убил Алим в разбое
родича дангалака. Чуть свет поскакал дангалак в город,
а к вечеру в Отузы прибыл начальник и собрал сход.

Коршуном поглядел он на татар.

— Чтобы курица из деревни не вышла, чтобы голубь
за околицей не парил, пока Алим не будет в моих руках.

И поняли татары, что пришёл Алиму конец.

Никто не спал в деревне в эту ночь. Визжал вихрем Шайтан
по дороге, ломал деревья по садам, мёртвым стуком стучал
в дверь труса и кидался на прохожего бешеным ливнем.

Жутко было идти стражам по кизильташской тропе.
Жутью дышал лес нагорья и гулом гудел обложной дождь,
сбегая тысячью потоков в ущелья кизильташской котловины.

Не ждали разбойники в эту ночь никого и, укрывшись в чекмени,
спали в Разбойничьей пещере вокруг догоравшего костра.

Спал и Алим зыбким сном. Видел, будто забыл испить
к ночи святой воды, как делал всегда, и вбегает в Святую пещеру,
но в источнике, вместо воды, кипит кровь. А сверху,
со скал, свесились кольцами чёрные змеи, и одна из них,
скользкая и холодная, обвила его шею узлом.

Вскрикнул Алим от боли, открыл глаза и увидел над собой
громадного человека, который давил ему грудь и сжимал горло.

Выскользнул Алим, но удар под сердце лишил его сознания.
А когда очнулся, то лежал уже связанным вместе со всей шайкой.

— Здравствуй, Алим, был ты у меня в гостях, теперь, видишь,
я к тебе пришел, — говорил над ним кто-то.

Потемнело опять в глазах Алима, а когда вновь пришёл в себя,
был день и несли его на носилках вдоль деревенской улицы.
Точно вымерла вся деревня. Ни души не было видно, прятались
все от взора начальника, Посмотрел начальник на Алима,
точно что-то спросил, и ответил Алим взором: — Знаю,
не будет больше джигитов в Крыму.

А к полудню у сельского правления собрались арбы,
к которым были прикованы разбойники. В кандалах лежал Алим
и с ним кефеджи с Баталом. Всё было готово, чтобы тронуться в путь.
Собралась вся деревня, вышел из правления начальник;
плакала, ласкаясь к отцу, Баталова Шашнэ.

— Не плачь, — сказал начальник девочке, — скоро отец
вернётся, — и, посмотрев на Алима, добавил: — Чуть,
было, не забыл, за мною ведь долг. Помнишь, я обещал,
когда Алим будет в моих руках, сто карбованцев тебе?
Алим в моих руках, — деньги твои.

— Отдай их ей, — показал Алим на девочку.

Арбы медленно двинулись в путь и уже навсегда увезли из гор Алима.




Пояснения к преданью.

Кизильташ лежит в семи верстах от Отуз,
в сторону Феодосийско-Судакского шоссе.
Со времени Севастопольской войны здесь учреждён монастырь.
Богомольцы после службы обыкновенно посещают монастырские пещеры,
из которых одна называется Святой, а другая Разбойничьей.

П. Кеппен в 1837 г., когда еще не было монастыря,
писал, что «близ Отуз верстах в шести от деревни,
несколько вправо от дороги таракташской,
есть в скале Кызылташской пещера глубиною на 17 шагов,
которая иногда привлекает к себе богомольцев.
В конце оной на столе, заменяющем алтарь,
при образе лежит обломок беломраморной плиты
величиною вершков в пять, на коем иссечён лик
какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу».
(П. Кеппен. Крымский сборник, 37).
На кустах у этой пещеры посетитель видит множество
разноцветных лоскутков, которые богомольцы отрывают
от платья больного и вешают на кусты, помолившись
об исцелении его у источника в пещере.
Разбойничья пещера находится ниже Святой.
Её образуют две сброшенных огромных скалы.
Предание об этой пещере сообщил мне местный
грек Петр Григорьевич Джеварджи.
Это предание связано с именем разбойника Алима,
хорошо известного Крыму по народному рассказу и песням.
Поют о нём и татарские чалгыджи на пирах,
и местные гречанки, укачивая детей, как говорила мне
помещица Елисавета Ставровна Должичева,
из рода Цирули. Алим, из деревни Зуя под Симферополем,
разбойничал в Крыму в сороковых годах прошлого столетия.
Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской
власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России.
Он пользовался огромной популярностью и несомненной
поддержкой среди татарского населения края.
До безумия смелый и дерзкий Алим, говорят,
отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими
отрядами войск, был не раз окружен и схвачен,
но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец,
в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розог,
был сослан в каторгу.
Кефеджи — содержатель кофейни.
Карасубазарским начальником в то время был
Павел Михайлович Жизневский, славившийся богатырской силой.


Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск первый. М., 1913.



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1



Часть 2

Часть 3

Кохтебельские легенды

Кадык-койские легенды

Татарские поверья

Отузские легенды

Ялы-богазские легенды

Туклукские предания

Козские легенды

Судакские легенды

Кизильташские предания

Старо-Крымские легенды

Джанкойские легенды

Карадагские легенды

Керченские легенды

Феодосийские легенды

Таракташские легенды

Алуштинские легеннды

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА


Rambler's Top100