Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Православные святыни Крыма >>  Православные храмы Феодосии
Православные святыни Крыма
Православные храмы Феодосии

Город Феодосия (Кафа) в средние века - 70-е годы XIII века и до середины
XV века - входил в Сугдейскую епархию (митрополию). Первое упоминание
о Кафской епархии в письменных источниках относится к 1546 году.
Во главе этой епархии стоял митрополит. Известный ученый-крымовед
Бертье-Делагард в своих исследованиях по истории христианства в Крыму
пишет, что в 1678 году Кафская и Сугдейская епархии соединились в
единую Готско-Кафскую.

В 1316 году Генуя издает распоряжение своему совету в Кафе о
восстановлении города, решении вопросов торговли и религии.
Согласно закону "Ordo de Caffa" или "некпреложный порядок" в
Кафе были решены практические вопросы о деятельности церкви
и священников. Этот закон впервые упоминает русский храм в Кафе,
предписываю консулу и другим должностным лицам города сохранять
в неприкосновенности территории, на которых находятся "какая ни
будь церковь греков, армян, русских и участки, предназначенные для постройки
жилых домов священников при этих церквах и их семей".

Историк Ю.А. Марков считает, что первая русская церковь построенная в Кафе,
согласно религиозным канонам и обычаям должна была иметь название в честь
Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Благовещения. В посольской грамоте
1490 года есть запись о том, что в Кафе возле Благовещенской церкви
("за Благовещением в закоулке") скончался московский гость Федор
Родионович Сузин, оставив товаров на 100 рублей.

Московский священник Иаков, посетивший Кафу в 1634 году, писал:
"В Кафе три города каменных, город в городе велик зело, в городах
же многие христианские церкви зело велики и украшены вельми".
Однако о русской церкви он не упоминает, и Марков предполагает,
что армяне, жившие в этом районе, могли переименовать ее
в память древней не сохранившейся церкви во имя святого
Стефана Первомученника.

К 1316 году относится упоминание в письменных источниках
и о первой греческой церкви в Кафе. Эти источники XIV-XV в.в.
свидетельствуют о наличии в Кафе 13 греческих церквей:
св. Апостолов (1381г.),
св. Дмитрия (1386, 1471 г.г.),
св. Федора (1386 г.),
св. Анастаса (1381 г.),
св. Варвары (1384 г.),
св. Акиндиноса (1381 г.),
св. Кириака (1381 г.),
св. Параскевы (1386 г.),
св. Василия (1386 г.),
св. Никиты (1375 г.),
св. Николая (1374 г.),
св. Георгия (1395 г.),
св. Богородицы (1381 г.).

Вышеупомянутые сведения о греческих церквях средневековья прведены по
материалам исследований Е.А. Айбабиной и С.Г. Бочарова (сборник
"Православные древности Таврики", Киев, 2002, стр.51-55).

По ведомости митрополита Игнатия, переселявшего греческое население из
Крыма в Приазовье (1783 г.), греческих церквей в Кафе было уже 11,
а именно:
Пресвятой Богородицы,
св. Николая,
св. Варвары,
Преображения Христова,
Вознесения Господня,
св. Дмитрия,
две церкви св. Георгия,
св. Параскевы,
св. Федоров Тирона и Стратилата.
В той же ведомости Игнатия названы разрушенные церкви Иоанна Крестителя,
Пророка Ильи, Панданаса и Великого Антония.

На основании составления четырех генеральных планов Кафы (1771г., 1778г., 1784г., и
один без даты), ученые установили местонахождения 13 греческих
средневековых церквей, хотя со временем названия многих из
них поменялись. К 1783 году сохранили свои названия только
7 церквей:
св. Николая,
св. Варвары,
св. Параскевы,
св. Георгия и св. Дмитрия,
св. Федоров Тирона и Стратилата.

А к началу XX солетия в городе осталось лишь четыре древние
греческие церкви:
Введения во храм Пресвятой Богородицы,
св. Николая,
св. Георгия,
св. Дмитрия.

В 1996 году археологи феодосийской экспедиции Академии Наук
Украины детально исследовали останки средневековой церкви
св. Федоров Тирона и Стратилата. Эта церковь находилась
на одной из террас южного склана мыса Ильи. Ученые произвели
графическую реконструкцию храма. Сохранился выложенный плиточным
камнем-известняком фундамент, частично стены, полукруглая апсида
с останками алтаря. Ученые считают, что церкви подобной архитектуры
являются самым распространенным типом византийского храма в
средневековой Таврике с XII-XIII в.в. Известный Феодосийский краевед
В.К. Виноградов в историческом очерке "Феодосия" (1915) пишет:
"В одном документе, относящемся к 1318 г., упоминаются греческие и
даже русские церкви в Кафе. Кроме того под городом был греческий
монастырь св. Петра, как видно из грамоты 1366 года". По свидетельству
академика и писателя Анатолия Демидова, посетившего Феодосию в 1837 году,
на неприступном высоком месте находился монастырь св. Василия.
Во время набега кочевников он был разрушен, и вместе с ним -
прекрасная библиотека исторических, научных, церковно-богословских
книг средневековья.

По образному выражению архиепископа Гермогена (1887), о многих
православных храмах сохранилась лишь "память народная".

Известный собиратель крымских легенд Н.А. Маркс в сборнике
Легенды Крыма" (1913) приводит красивую легенду о спасшихся
во время шторма у мыся св.Ильи моряках и постройке в честь пророка
Ильи древнего храма и часовни. В другой легенде он рассказывает
о пасхальном колокольном звоне на Карадаге, который шел
от древнего храма и был слышен далеко вокруг.



Православные святыни Крыма
Православные храмы Керчи

Православные храмы Феодосии


Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери

Церковь во имя Всех Святых

Церковь во имя святой великомученицы Екатерины

Церковь во имя святого Николая Чудотворца

Церковь во имя святого Дмитрия

Церковь во имя святого Георгия

Патриарший монастырь святого Петра

Собор во имя святого Александра Невского

Древний памятник христианства

Церковь во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте


Часовни и усыпальницы Феодосии

Православные храмы Коктебеля

Православные храмы Солнечной Долины

Православные храмы Старого Крыма

Православные храмы Первомайского

Православные храмы Грушевки

Православные храмы Курского

Православные храмы Земляничного

Православные храмы Судака

Православные храмы Нового Света

Православные храмы Орджоникидзе

Православные храмы села Морское

Православные храмы села Ворон

Православные храмы Дачное

Православные храмы Приморского

Православные храмы Щебетовки

Православные храмы Весёлое

Православные храмы Курортное

Православные храмы Береговое

Православные монастыри Крыма

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА


Rambler's Top100