Земля  КРЫМ
Там русский дух...
там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
A.C.Пушкин
Карта сайта
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМА
Православные святыни Крыма
Пещерные города и монастыри Крыма
ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА
ИНКЕРМАН
Коктебель
Массандра
Новый Свет
Солнечная Долина
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Кохтебельские легенды
Кадык-койские легенды
Татарские поверья
Отузские легенды
Ялы-богазские легенды
Туклукские предания
Козские легенды
Судакские легенды
Кизильташские предания
Старо-Крымские легенды
Джанкойские легенды
Карадагские легенды
Керченские легенды
Феодосийские легенды
Таракташские легенды
Алуштинские легеннды
оглавление >>  
 
Санкт-Петербургский пансионат
ИМЕНИЕ
ГРАФА УСТИНОВА
Элитный отдых в Крыму
в гостях у его сиятельства
Имение графа Устинова

Дачный отдых в крымском имении
Непринуждённый и романтический отдых
Описание номеров
Стоимость размещениия
 
    Земля КРЫМ >>  Легенды и мифы Крыма >>  Часть 1 >>  СВЯТАЯ МОГИЛА ( Отузская легенда )
Легенды и мифы Крыма
СВЯТАЯ МОГИЛА ( Отузская легенда )

Краткое содержание легенды.

В легенде рассказана история жизни хаджи Курд-Тадэ.
Имя хаджи Курд-Тадэ иногда связывают с праведным человеком - ализом,
похороненным в Святой могиле на горе Папастепэ в Отузской долине Крыма.
К могиле этого святого ходят отузские женщины и девушки,
когда хотят вернуть прежнюю любовь



Полный текст легенды.

Это было назад лет триста, а может быть и больше.
Как теперь, по долине бежал горный поток; как теперь, зеленели в садах её склоны и,
как теперь, на пороге деревни высился стройный минарет Отузской мечети.

В двух шагах от неё, где раскинулся вековечный орех,
стояла тогда, прислонившись к оврагу, бедная сакля хаджи Курд-Тадэ.

Ни раньше, ни потом не знали в деревне более праведного человека.

Никто никогда не слышал от него слова неправды,
и не было в окрестности человека, которого не утешил бы Курд-Тадэ в горе и нужде.

Бедняк не боялся отдать другому кусок хлеба и на случайные гроши
успел сходить в Мекку и вырыть по пути два фонтана, чтобы утолять жажду бедного путника,

Святое дело, за которое Пророк так охотно открывает правоверному двери рая.

- Святой человек, говорили в народе, и каждый с благоговением прижимал руку к груди,
завидев идущего на молитву хаджи.

А шёл он творить намаз всегда бодрой походкой не уставшего в жизни человека,
хотя и носил на плечах много десятков лет.

Должно быть, Божьи ангелы поддерживали его,
когда старые ноги поднимались по крутым ступенькам минарета,
откуда он ежедневно слал во все стороны свои заклинания.

И было тихо и радостно на душе; светло - точно Божий луч
начинал уже доходить до него с высоты небесного престола.

Но никогда нельзя сказать, что кончил жить, когда ещё живешь.

Как не был стар хаджи Курд-Тадэ, однако радостно улыбался,
когда глядел на свою Раймэ, земной отзвук гурий, которые ждали его в будущем раю.

Когда падала фата и на святого хаджи глядели её жгучие глаза,
полные ожидания и страсти, сердце праведника, дотоле чистый родник,
темнилось отражением греховного видения.

И забывал хаджи старую Гульсун, верного спутника жизни.
А Раймэ, ласкаясь к старику, шептала давно забытые слова и навевала дивные сны давних лет.

Пусть было б так. Радуешься, когда после зимнего савана затеплится,
зазеленеет земля; отчего было не радоваться и новому весеннему цветку.

И не знал хаджи, какие ещё новые слова благодарения принести
Пророку за день весны на склоне лет.

И летело время, свивая вчера и сегодня в одну пелену.

Только раз, вернувшись из сада, не узнал старик прежней Раймэ.
Такие глубокие следы страданий отпечатались на её прекрасном лице;
такое безысходное горе читалось в её взоре.

«Раймэ, что с тобой», подумал он, но не сказал, потому что замкнулись её уста.

И подул ночью горный ветер и донёс до спящего Курд-Тадэ речь безумия и отчаяния.

- Милый, желанный, свет души моей. Вернись. Забудь злую чаровницу.
Вернись к своей любимой, как ты её называл. Вернись и навсегда.
Скоро старый смежит очи, и я буду твоей, твоей женой, твоей маленькой, лучистой Раймэ.

Проснулся Курд-Тадэ и не нашел близ себя юного тела,
а на пороге сеней в безысходной тоске стенала, сжимая колени, молодая женщина.

Чуть-чуть начинало светать. Скоро муэдзин пропоет с минарета третью ночную молитву.
Хаджи, не замеченный никем, вышел из усадьбы и пошел к Папас-тепэ.

На средине горы некогда ютился греческий храм,
и от развалин храма вилась по скале на самый верх узкая тропинка.

Никто не видел, как карабкался по ней старый Курд-Тадэ,
как припал он к земле на вершине горы, как крупная слеза скатилась впервые из глаз святого.

Не знал хаджи лжи. А ложь, казалось, теперь стояла рядом с ним, обвивала его,
отделяла, как густой туман, душу его от вершины горы, к которой он припал.

И услышал он голос Духа. И ответил хаджи на этот голос - голосом своей совести:

- Пусть молодое вернется к молодому и пусть у молодости будет то,
что она боится потерять.

Если угодна была моя жизнь Аллаху, пусть Великий благословит моё моление.

И в молении, не знающем себя,
душа святого стала медленно отделяться от земли и уноситься вдаль,
в небесную высь.

И запел в третий раз муэдзин.

И голос с неба сказался далеким эхом: - Да будет так.

С тех пор на гору к могиле святого ходят отузские женщины и девушки,
когда хотят вернуть прежнюю любовь.



Пояснения к легенде.

Крымские татары чтут могилы праведных людей - азизов.
Признание азизом совершается обыкновенно после того,
как несколько почтенных лиц засвидетельствуют,
что видели на могиле зеленоватый свет
и что над поклонявшимися могиле совершались чудеса.
Если имя святого не сохранилось в народе,
то азиз именуется по местности, где он погребен;
так Святая могила на Папастепэ принадлежит неизвестному азизу.
Но в детстве я слышал имя хаджи Курд-Тадэ,
которое приурочивалось к Святой могиле,
почему я и привожу это имя в легенде.
Звание хаджи присваивается лицам, посетившим Мекку.
Посещение этого священного города установлено ст. 192-м, гл. 2-ой и ст. 91-м главы 3-ей Корана.
При возвращении хаджи из Мекки,
его встречает вся деревня,
с великим преклонением и провозглашением хаджи,
освященным св. Духом.
Минарет - каменная или деревянная башенка,
с внутренней лестницей и балконом,
откуда муэдзин совершает свой призыв.
Муэдзин - дьякон.
В час молитвы он, после омовения,
поднимается на минарет (могут и другие лица) и,
обходя кругом балкончик, возглашает нараспев:
«Великий Боже, исповедаю, что нет Бога - кроме Аллаха и Магомет его пророк».
Затем, оборачиваясь на восток,
он называет иноверцев - дурным народом,
а на юг шлет призыв: «О, достойный народ, приходи к поклонению, приходи к спасению!»
Намаз - молитва.
По учению Магомета намаз следует совершать пять раз в день,
а именно:
при заходе солнца,
два часа спустя,
перед рассветом,
в полдень
и в три часа пополудни.


Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск первый. М., 1913.



ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КРЫМА
Часть 1



Часть 2

Часть 3

Кохтебельские легенды

Кадык-койские легенды

Татарские поверья

Отузские легенды

Ялы-богазские легенды

Туклукские предания

Козские легенды

Судакские легенды

Кизильташские предания

Старо-Крымские легенды

Джанкойские легенды

Карадагские легенды

Керченские легенды

Феодосийские легенды

Таракташские легенды

Алуштинские легеннды

Земля КРЫМ
ЩЕЛКИНО

КЕРЧЬ

ГЕРОЕВСКОЕ

ПРИМОРСКИЙ

ФЕОДОСИЯ

ОРДЖОНИКИДЗЕ

КОКТЕБЕЛЬ

КУРОРТНОЕ

ЩЕБЕТОВКА

СОЛНЕЧНАЯ ДОЛИНА

СУДАК

НОВЫЙ СВЕТ

МОРСКОЕ

ВОРОН

АЛУШТА

ПАРТЕНИТ

ГУРЗУФ

ОТРАДНОЕ

МАССАНДРА

ЯЛТА

ЛИВАДИЯ

ОРЕАНДА

КУРПАТЫ

ГАСПРА

КАРЕИЗ

АЛУПКА

СИМЕИЗ

КАЦИВЕЛИ

ПОНИЗОВКА

БЕРЕГОВОЕ

САНАТОРНОЕ

ФОРОС

СЕВАСТОПОЛЬ

КАЧА

НИКОЛАЕВКА

НОВОФЕДОРОВКА

САКИ

ЕВПАТОРИЯ

ЗАОЗЕРНОЕ

МИРНЫЙ

ЧЕРНОМОРСКОЕ

КРАСНОПЕРЕКОПСК

--------------------------------
ДЖАНКОЙ

СИМФЕРОПОЛЬ

БАХЧИСАРАЙ

СТАРЫЙ КРЫМ

ОКТЯБРЬСКОЕ

ПЕРВОМАЙСКОЕ

НОВОСЕЛОВСКОЕ

БЕЛОГОРСК

ЛЕНИНО

БАГЕРОВО

ГРУШЕВКА

КУРСКОЕ

ЗЕМЛЯНИЧНОЕ

ДАЧНОЕ

ВЕСЁЛОЕ

--------------------------------
ADVERTISING / РЕКЛАМА


Rambler's Top100